О сайте
Вопрос священнику
Святыни
История
Архитектура
Ныне
События
Наши попечители
Пожертвования
Фотоальбом
Тропари, посты, именины
Церковный календарь
Ищите да обрящете
Православный словарь
Православный форум

Видеоролик о Храме

Светлое Христово Воскресение. Пасха
Читайте о том, как праздновать, в нашем разделе
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Празднование Дня внутренних войск РФ в дивизии им. Ф.Э. Дзержинского
Исторические даты, события, празднования

Наша рассылка
церковный календарь
вопросы священнику

Наша кнопка
Наша кнопка

искать
на сайте ХрамПокрова.ру
с помощью системы Яndex
Масленица: 6. О богослужении в седмицу сырную

Седмица сырная (масленица)

На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне).


Понедельник сырной седмицы

На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы). Стихиры на "Господи, воззвах" на 6 — из Октоиха и Минеи, "Слава", если есть, из Минеи, "И ныне" — Богородичен по гласу "Славы" из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" — Богородичен Триоди. Стихиры на стиховне — Триоди, "Слава" — святому из Минеи, если есть, "И ныне" — Богородичен по гласу "Славы" из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" — Богородичен Триоди. (Богородичны Триоди, поемые в стихирах на "Господи, воззвах" и на стиховне на "Слава, и ныне", находятся и в дополнительной части Минеи. Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха.

Повечерие после вечерни — малое.

Полунощница — вседневная.

На утрени порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На "Бог Господь" поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосом на 6, второй без ирмоса — на 4, а после них канон Минеи без ирмоса — на 4.

Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом — на 6, потом трипеснцы, каждый — на 4, оба — на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется.

Часы — обыкновенные.

Литургия — Златоустого.


Вторник сырной седмицы

Вечерня — вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.

Повечерие — малое.

Полунощница — вседневная.

Утреня — седмичная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы — два, состоящие из 2, 8 и 9 песней. Каноны и трипеснцы 8 и 9 песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце — 2-го. Припев к тропарям "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Часы и литургия — обыкновенные.


Среда сырной седмицы

На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: по "Ныне отпущаеши" и Трисвятом — тропарь, гл. 4 — "Богородице Дево, радуйся", поклон, "Слава" — "Крестителю Христов", поклон; "И ныне" — "Молите за ны", поклон. "Под Твое благоутробие" без поклона. "Господи, помилуй" — 40 раз, "Слава, и ныне" — "Честнейшую херувим", "Именем Господним благослови, отче". "Сый благословен". "Аминь". "Небесный Царю". Три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Трисвятое по "Отче наш". Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Слава Тебе, Христе Боже". "Слава, и ныне". "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Отпуст.

Повечерие великое — с поклонами. На нем после "Достойно" и Трисвятого по возгласе "Яко Твое есть Царство" не поется, как в Великом посту, "Господи сил, с нами буди", но тропари малого повечерия, а именно: в храме Христовом — "Спаси Господи";

"Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава" — "Со святыми упокой", "И ныне" — "Молитвами, Господи". В храме Божией Матери и святого — "Спаси, Господи", тропарь храму, "Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава" — "Со святыми упокой", "И ныне" — "Молитвами, Господи". После этого — "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время". "Господи, помилуй" (трижды), "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Боже, ущедри ны". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Трисвятое по "Отче наш". Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Нескверная, неблазная". "И даждь нам, Владыко", "Преславная Приснодеве", "Упование мое Отец". "Слава Тебе, Христе Боже". "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Отпуст малый (но не "Владыко Многомилостиве"). Обычное прошение и ектения "Помолимся".

Полунощница отправляется вседневная с поклонами.

На утрени на основании общего устава о постовом богослужении после начального возгласа читается Трисвятое, потом — возглас. "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава, и ныне". "Приидите, поклонимся". (В 9-й гл. Типикона сказано: "Чтец начинает, аще есть "Аллилуиа", глаголет Трисвятое без поклонов. Аще же ни — "Приидите, поклонимся" и т. д.). Вместо "Бог Господь" и следующих за ним тропарей поются "Аллилуиа" со стихами и Троичны гласа, как это бывает во дни Великого поста. Кафизм полагается две, но не три, как в Великий пост. После "Помилуй мя, Боже" не указана молитва "Спаси, Боже, люди Твоя", которая полагается на великопостной утрени. Поются три канона Октоиха, Минеи и Триоди; в последовании сырной среды находится полный канон и трипеснцы, состоящие из 3, 8 и 9-й песней. В тех песнях, в которых нет трипеснца, поются каноны Октоиха, Минеи и Триоди, а в которых есть — только Триоди и трипеснцы. После 9-й песни поется светилен Троичен гласа. После "Благо есть" (сколько раз произносить "Благо есть", об этом не сказано, но надобно знать, что не только в обыкновенное время, но даже при постовом богослужении периода времени пения Октоиха Типикон назначает "Благо есть" 1 раз, а дважды — только в постные дни св. Четыредесятницы и притом тогда, когда не случится праздника — напр. Благовещения), Трисвятого, "Отче наш" и возгласа — тропарь "В храме стояще". "Господи, помилуй" (40 раз). "Слава, и ныне" "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Сый благословен Христос Бог". "Небесный Царю". Три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Отпуста нет, но прямо — "Приидите, поклонимся" и 1-й час.

На 1-м часе кафизмы нет. Читается (но не поется) тропарь "Заутра услыши". "Слава, и ныне" — Богородичен часа "Что Тя наречем", потом — "Стопы моя направи". "Да исполнятся уста моя". По Трисвятом — тропарь "Скоро предвари". "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время". "Господи, помилуй", трижды. "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Боже, ущедри ны". "Аминь". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя", снова один великий поклон с мелитвой "Господи и Владыко". Трисвятое (конечное). Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Христе, Свете истинный". "Взбранной Воеводе". Отпуст великий. Многолетие.

Часы отправляются великопостные с поклонами и молитвой "Господи и Владыко" и постовыми тропарями "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа" и др. Тропари не поются, а читаются. Кафизм на часах не бывает. На 6-м часе после Богородична "Яко не имамы дерзновения" — тропарь пророчества, гл. 3 — "Царю Святый Всесильне". "Слава, и ныне", тот же тропарь, "Вонмем". Прокимен, гл. 6 — "Спаси, Господи" и стих "К Тебе, Господи, воззову". "Премудрость". "Пророчества Иоилева чтение". "Вонмем". Паримия. "Вонмем". Прокимен, гл. 7 — "Господь крепость людем Своим даст" и стих "Принесите Господеви". "Скоро да предварят ны" и т. д. по Часослову.

В конце 6-го часа молитва "Боже и Господи сил". "Приидите, поклонимся"... и 9-й час, в конце его молитва "Владыко Господи Иисусе", и тотчас изобразительны: "Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя", "Слава", — "Хвали, душе моя, Господа", "И ныне" — "Единородный Сыне". Блаженны — "Во Царствии Твоем", скоро, без пения. "Слава, и ныне" — "Помяни нас. Господи, егда приидеши", "Верую во Единаго Бога", "Ослаби, остави", "Отче наш". Возглас. Кондаки в храме Христовом — кондак храма, дню и рядовому святому, "Слава" — "Со святыми упокой", "И ныне" — "Предстательство христиан". В храме Богородицы — дневной, рядовому святому, "Слава" — "Со святыми упокой", "И ныне" — кондак храму Богородицы. В храме святого — дневной, храму святого, рядовому святому, "Слава" — "Со святыми упокой", "И ныне" — "Предстательство христиан", "Господи, помилуй" — 40 раз, "Слава, и ныне", "Честнейшую херувим". "Боже, ущедри ны". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко".

Далее без возгласа начинается вечерня. Стихиры на "Господи, воззвах" — Октоиха 3 и Минеи святому 3, "Слава" — святому, если есть, "И ныне" — Богородичен в тот же глас из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" — Богородичен Минеи на ряду. Прокимен дня, гл. 5-й "Боже, во Имя Твое спаси мя", "Премудрость". "Пророчества Иоилева чтение". "Вонмем". Паримия. "Вонмем". Прокимен паримии, гл. 6 — "Да уповает Израиль на Господа". "Сподоби, Господи". Ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Стихиры на стиховне — Триоди. По "Ныне отпущаеши" — тропарь святому (но не "Богородице Дево"), "Слава, и ныне" — Богородичен по гласу тропаря. Ектения "Помилуй нас, Боже". Три великих поклона. "Всесвятая Троице", "Буди, имя Господне" (трижды). "Слава, и ныне". "Благословлю Господа". "Премудрость". "Достойно есть". "Пресвятая Богородице, спаси нас". "Честнейшую херувим". Отпуст великий.

Литургия в этот день не совершается. Повечерие — малое.


Четверг сырной седмицы

Утреня — вседневная. Каноны поются из Октоиха — апостолам и Николаю Чудотворцу, потом Минеи, трипеснцы (4, 8 и 9-я песни) и песни из Священного Писания поются так же, как в понедельник.

Часы и литургия — обыкновенные.


Пятница сырной седмицы

На вечерне те же особенности, что и в среду.

Повечерие — великое с теми же особенностями, как и в среду.

Полунощница — вседневная с поклонами.

На утрени пятницы те же особенности, что и на утрени среды. Каноны Октоиха (Кресту и Пресвятой Богородице), Минеи и Триоди и трипеснцы (5, 8 и 9-я песни) поются, как в среду.

1-й час так же, как в среду.

Часы и изобразительны отправляются так же, как в среду. Непосредственно за изобразительными поется вечерня, основной порядок которой такой же, как и в среду. Стихиры на "Господи, воззвах" — Триоди на 6, "Слава" — Триоди, "И ныне" — Погородичен гласа. Прокимен дня "Боже, Заступник мой еси Ты". Паримия. Прокимен паримии "Да уповает Израиль на Господа". На стиховне — на "Славу" — "Монахов множества...", на "И ныне" — Богородичен "Радуйся, чистоты сокровище". По "Отче наш" и возгласе — тропарь, глас 4: "Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротоги, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире прави живот наш". "Слава, и ныне". "Еже от века утаенное". Остальное все до отпуста, как в среду. Литургия в этот день не совершается.


Суббота сырной седмицы

Повечерие — малое.

Полунощница — субботняя.

На утрени порядок такой же, какой имеет утреня во дни свягых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются, но поются песнопения Триоди преподобных и ббгоносных отцов, в подиизе просиявших. На этой утрени канон храму с ирмосом на 6, Гриоди (свв. отцам) на 8, в последнем, имеется и вторая песнь, ирмос которой поется один раз. Эта последняя поется с прилепим "Преподобнии отцы, молите Бога о нас", прочие с песнями чищенного Писания по отделу "Господеви поим". На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, назначен ирмос канон. Триоди — "Песнь возслем, людие".

По 6-й песни, кондак, глас 8:

"Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели богопсных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия: в мире соршенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохраш, поющия Ти, Господи: Аллилуиа". Икос. Синаксарий. По 9-й песни светилен отцам, "Слава, и ныне" — "В постничестве прошвшия". В конце утрени поются стихиры на "Хвалите", "Слава" "Преподобнии отцы", "И ныне" — "Богородице, Ты еси лоза", славословие великое и тропарь отцам. Утреня оканчивается по-'раздничному.

На часах тропарь и кондак отцам.

На литургии Златоустого — Блаженны из канона отцам — песнь 3 на 4 и 6 на 4, — всего на 8. Апостол и Евангелие — дню отцам. Прокимен один отцам "Восхвалятся Преподобнии во ане" и стих "Возношения Божия в гортани их". Аллилуиарий "Насаждени в дому Господни" и стих "Веселитеся о Господе". Причастен "Радуйтеся".

О служении святому с бдением или полиелеем на сырной седмице см. том I, , 14-97.


"Ищите да обрящете", все статьи

[an error occurred while processing this directive]
2002-03 © Благотворительный фонд "Анастасиос", веб-группа: webmaster@hrampokrova.ru

Храм Покрова Богородицы в Красном селе ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU