[an error occurred while processing this directive]
ХрамПокрова.ру: Ищите да обрящете, Масленица. О богослужении в седмицу сырную
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне).
Понедельник сырной седмицы
На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы). Стихиры на "Господи, воззвах" на 6 из Октоиха и Минеи, "Слава", если есть, из Минеи, "И ныне" Богородичен по гласу "Славы" из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" Богородичен Триоди. Стихиры на стиховне Триоди, "Слава" святому из Минеи, если есть, "И ныне" Богородичен по гласу "Славы" из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" Богородичен Триоди. (Богородичны Триоди, поемые в стихирах на "Господи, воззвах" и на стиховне на "Слава, и ныне", находятся и в дополнительной части Минеи. Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха.
Повечерие после вечерни малое.
Полунощница вседневная.
На утрени порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На "Бог Господь" поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосом на 6, второй без ирмоса на 4, а после них канон Минеи без ирмоса на 4.
Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом на 6, потом трипеснцы, каждый на 4, оба на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется.
Часы обыкновенные.
Литургия Златоустого.
Вторник сырной седмицы
Вечерня вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.
Повечерие малое.
Полунощница вседневная.
Утреня седмичная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы два, состоящие из 2, 8 и 9 песней. Каноны и трипеснцы 8 и 9 песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце 2-го. Припев к тропарям "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".
Часы и литургия обыкновенные.
Среда сырной седмицы
На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: по "Ныне отпущаеши" и Трисвятом тропарь, гл. 4 "Богородице Дево, радуйся", поклон, "Слава" "Крестителю Христов", поклон; "И ныне" "Молите за ны", поклон. "Под Твое благоутробие" без поклона. "Господи, помилуй" 40 раз, "Слава, и ныне" "Честнейшую херувим", "Именем Господним благослови, отче". "Сый благословен". "Аминь". "Небесный Царю". Три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Трисвятое по "Отче наш". Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Слава Тебе, Христе Боже". "Слава, и ныне". "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Отпуст.
Повечерие великое с поклонами. На нем после "Достойно" и Трисвятого по возгласе "Яко Твое есть Царство" не поется, как в Великом посту, "Господи сил, с нами буди", но тропари малого повечерия, а именно: в храме Христовом "Спаси Господи";
"Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава" "Со святыми упокой", "И ныне" "Молитвами, Господи". В храме Божией Матери и святого "Спаси, Господи", тропарь храму, "Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава" "Со святыми упокой", "И ныне" "Молитвами, Господи". После этого "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время". "Господи, помилуй" (трижды), "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Боже, ущедри ны". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Трисвятое по "Отче наш". Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Нескверная, неблазная". "И даждь нам, Владыко", "Преславная Приснодеве", "Упование мое Отец". "Слава Тебе, Христе Боже". "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды). "Благослови". Отпуст малый (но не "Владыко Многомилостиве"). Обычное прошение и ектения "Помолимся".
Полунощница отправляется вседневная с поклонами.
На утрени на основании общего устава о постовом богослужении после начального возгласа читается Трисвятое, потом возглас. "Господи, помилуй" (12 раз), "Слава, и ныне". "Приидите, поклонимся". (В 9-й гл. Типикона сказано: "Чтец начинает, аще есть "Аллилуиа", глаголет Трисвятое без поклонов. Аще же ни "Приидите, поклонимся" и т. д.). Вместо "Бог Господь" и следующих за ним тропарей поются "Аллилуиа" со стихами и Троичны гласа, как это бывает во дни Великого поста. Кафизм полагается две, но не три, как в Великий пост. После "Помилуй мя, Боже" не указана молитва "Спаси, Боже, люди Твоя", которая полагается на великопостной утрени. Поются три канона Октоиха, Минеи и Триоди; в последовании сырной среды находится полный канон и трипеснцы, состоящие из 3, 8 и 9-й песней. В тех песнях, в которых нет трипеснца, поются каноны Октоиха, Минеи и Триоди, а в которых есть только Триоди и трипеснцы. После 9-й песни поется светилен Троичен гласа. После "Благо есть" (сколько раз произносить "Благо есть", об этом не сказано, но надобно знать, что не только в обыкновенное время, но даже при постовом богослужении периода времени пения Октоиха Типикон назначает "Благо есть" 1 раз, а дважды только в постные дни св. Четыредесятницы и притом тогда, когда не случится праздника напр. Благовещения), Трисвятого, "Отче наш" и возгласа тропарь "В храме стояще". "Господи, помилуй" (40 раз). "Слава, и ныне" "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Сый благословен Христос Бог". "Небесный Царю". Три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова великий поклон с молитвой "Господи и Владыко". Отпуста нет, но прямо "Приидите, поклонимся" и 1-й час.
На 1-м часе кафизмы нет. Читается (но не поется) тропарь "Заутра услыши". "Слава, и ныне" Богородичен часа "Что Тя наречем", потом "Стопы моя направи". "Да исполнятся уста моя". По Трисвятом тропарь "Скоро предвари". "Господи, помилуй" (40 раз). "Иже на всякое время". "Господи, помилуй", трижды. "Слава, и ныне". "Честнейшую херувим". "Именем Господним благослови, отче". "Боже, ущедри ны". "Аминь". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя", снова один великий поклон с мелитвой "Господи и Владыко". Трисвятое (конечное). Возглас. "Господи, помилуй" (12 раз). "Христе, Свете истинный". "Взбранной Воеводе". Отпуст великий. Многолетие.
Часы отправляются великопостные с поклонами и молитвой "Господи и Владыко" и постовыми тропарями "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа" и др. Тропари не поются, а читаются. Кафизм на часах не бывает. На 6-м часе после Богородична "Яко не имамы дерзновения" тропарь пророчества, гл. 3 "Царю Святый Всесильне". "Слава, и ныне", тот же тропарь, "Вонмем". Прокимен, гл. 6 "Спаси, Господи" и стих "К Тебе, Господи, воззову". "Премудрость". "Пророчества Иоилева чтение". "Вонмем". Паримия. "Вонмем". Прокимен, гл. 7 "Господь крепость людем Своим даст" и стих "Принесите Господеви". "Скоро да предварят ны" и т. д. по Часослову.
В конце 6-го часа молитва "Боже и Господи сил". "Приидите, поклонимся"... и 9-й час, в конце его молитва "Владыко Господи Иисусе", и тотчас изобразительны: "Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя", "Слава", "Хвали, душе моя, Господа", "И ныне" "Единородный Сыне". Блаженны "Во Царствии Твоем", скоро, без пения. "Слава, и ныне" "Помяни нас. Господи, егда приидеши", "Верую во Единаго Бога", "Ослаби, остави", "Отче наш". Возглас. Кондаки в храме Христовом кондак храма, дню и рядовому святому, "Слава" "Со святыми упокой", "И ныне" "Предстательство христиан". В храме Богородицы дневной, рядовому святому, "Слава" "Со святыми упокой", "И ныне" кондак храму Богородицы. В храме святого дневной, храму святого, рядовому святому, "Слава" "Со святыми упокой", "И ныне" "Предстательство христиан", "Господи, помилуй" 40 раз, "Слава, и ныне", "Честнейшую херувим". "Боже, ущедри ны". Три великих поклона с молитвой "Господи и Владыко", 12 малых поклонов с молитвой "Боже, очисти мя грешнаго", снова один великий поклон с молитвой "Господи и Владыко".
Далее без возгласа начинается вечерня. Стихиры на "Господи, воззвах" Октоиха 3 и Минеи святому 3, "Слава" святому, если есть, "И ныне" Богородичен в тот же глас из дополнительной части Минеи. Если "Славы" святому нет, то "Слава, и ныне" Богородичен Минеи на ряду. Прокимен дня, гл. 5-й "Боже, во Имя Твое спаси мя", "Премудрость". "Пророчества Иоилева чтение". "Вонмем". Паримия. "Вонмем". Прокимен паримии, гл. 6 "Да уповает Израиль на Господа". "Сподоби, Господи". Ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Стихиры на стиховне Триоди. По "Ныне отпущаеши" тропарь святому (но не "Богородице Дево"), "Слава, и ныне" Богородичен по гласу тропаря. Ектения "Помилуй нас, Боже". Три великих поклона. "Всесвятая Троице", "Буди, имя Господне" (трижды). "Слава, и ныне". "Благословлю Господа". "Премудрость". "Достойно есть". "Пресвятая Богородице, спаси нас". "Честнейшую херувим". Отпуст великий.
Литургия в этот день не совершается. Повечерие малое.
Четверг сырной седмицы
Утреня вседневная. Каноны поются из Октоиха апостолам и Николаю Чудотворцу, потом Минеи, трипеснцы (4, 8 и 9-я песни) и песни из Священного Писания поются так же, как в понедельник.
Часы и литургия обыкновенные.
Пятница сырной седмицы
На вечерне те же особенности, что и в среду.
Повечерие великое с теми же особенностями, как и в среду.
Полунощница вседневная с поклонами.
На утрени пятницы те же особенности, что и на утрени среды. Каноны Октоиха (Кресту и Пресвятой Богородице), Минеи и Триоди и трипеснцы (5, 8 и 9-я песни) поются, как в среду.
1-й час так же, как в среду.
Часы и изобразительны отправляются так же, как в среду. Непосредственно за изобразительными поется вечерня, основной порядок которой такой же, как и в среду. Стихиры на "Господи, воззвах" Триоди на 6, "Слава" Триоди, "И ныне" Погородичен гласа. Прокимен дня "Боже, Заступник мой еси Ты". Паримия. Прокимен паримии "Да уповает Израиль на Господа". На стиховне на "Славу" "Монахов множества...", на "И ныне" Богородичен "Радуйся, чистоты сокровище". По "Отче наш" и возгласе тропарь, глас 4: "Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротоги, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире прави живот наш". "Слава, и ныне". "Еже от века утаенное". Остальное все до отпуста, как в среду. Литургия в этот день не совершается.
Суббота сырной седмицы
Повечерие малое.
Полунощница субботняя.
На утрени порядок такой же, какой имеет утреня во дни свягых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются, но поются песнопения Триоди преподобных и ббгоносных отцов, в подиизе просиявших. На этой утрени канон храму с ирмосом на 6, Гриоди (свв. отцам) на 8, в последнем, имеется и вторая песнь, ирмос которой поется один раз. Эта последняя поется с прилепим "Преподобнии отцы, молите Бога о нас", прочие с песнями чищенного Писания по отделу "Господеви поим". На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, назначен ирмос канон. Триоди "Песнь возслем, людие".
По 6-й песни, кондак, глас 8:
"Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели богопсных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия: в мире соршенном тех молитвами, Тебе славящия и величающия сохраш, поющия Ти, Господи: Аллилуиа". Икос. Синаксарий. По 9-й песни светилен отцам, "Слава, и ныне" "В постничестве прошвшия". В конце утрени поются стихиры на "Хвалите", "Слава" "Преподобнии отцы", "И ныне" "Богородице, Ты еси лоза", славословие великое и тропарь отцам. Утреня оканчивается по-'раздничному.
На часах тропарь и кондак отцам.
На литургии Златоустого Блаженны из канона отцам песнь 3 на 4 и 6 на 4, всего на 8. Апостол и Евангелие дню отцам. Прокимен один отцам "Восхвалятся Преподобнии во ане" и стих "Возношения Божия в гортани их". Аллилуиарий "Насаждени в дому Господни" и стих "Веселитеся о Господе". Причастен "Радуйтеся".
О служении святому с бдением или полиелеем на сырной седмице см. том I, , 14-97.